Воскресенье 25 сентября 14:24

Каспийск

Weather Icon

История каспийской школы №1

Новости
15:24  18.08.22 • 151 просмотр

Недавно в Каспийске отмечали юбилей- 85 лет зданию школы №1. Это очень солидная и в то же время удивительная дата, потому что городу еще нет 80 лет, и потому что зарождался наш город в пустынной солончаковой степи среди непролазных болот, где до этого никто не жил. Но даже в самый первый 1932 год, когда появились здесь строители, вместе с ними появилась и работала первая школа растущего поселения, и учились в ней всего четыре человека, а преподавала единственная учительница Кардаш Феодосия Федоровна.

Через полгода учителей было уже четверо, школа имела пять начальных классов и около ста пятидесяти учащихся. Из палатки зимой 1933 года школа перебралась в камышитовый барак временного типа.

В 1933-1934 учебный год в школе к начальным классам добавилось несколько параллельных пятых классов, а обучающихся было уже свыше четырехсот человек. Школа получила номер и стала 13-й неполной школой Махачкалы.

А в 1935 году школа переехала в новое здание – одноэтажный каменный барак и стала неполной школой №1 поселка Двигательстрой, как тогда уже назывался будущий город Каспийск.
Почему в барак? Да потому, что в поселке люди тогда жили только в бараках, а порой и в землянках. Но уже к концу 1935 годя три «многоэтажных» жилых дома возвышались над строительством. Это были дом №52, «правительственный дом» №60 и новая гостиница.
Этих домов сейчас не существует в Каспийске. Дом №60 пострадал от пожара в 60-е годы. Бывший трехэтажный дом №52 стоял у переезда по нынешней улице Алферова (ранее Заводской переулок). Его снесли, как и первую в поселке гостиницу, которая потом стала женским общежитием, а потом просто семейным общежитием по улице Мира, дом 3.

Старые дома продолжают сносить. Уничтожено уже четырехэтажное здание бывшего мужского общежития по улице Советской, 10. А ведь это особенное здание. В годы войны в нем размещался госпиталь №4653.

Поселок был детищем завода и рос вместе с ним, но все главные строительные силы сосредотачивались на заводских площадках.
В 1936 году основные корпуса завода и ТЭЦ были уже установлены, и начался настоящий бум поселкового строительства. Были заложены фундаменты нескольких каменных зданий, быстро начали подниматься стены трехэтажных домов-близнецов по нынешней улице Советской (дома №12 и №19) и дом рядом с гостиницей – ныне улица Мира дом №1.
Однако в апреле месяце строительство жилых домов временно приостановили, а бригады строителей переброшены на постройку новой школы.

Для ребятишек поселка срочно нужна была большая просторная школа. Начиная с 1936 года в поселок большими партиями приезжали с семьями новые рабочие и служащие. Основное население поселка состояло из молодежи, и детей школьного возраста с каждым месяцем становилось все больше и больше. Им тесно было в одноэтажной школе. Учащихся старших классов возили на учебу в Махачкалу. Решено было построить новую школу – просторную, светлую, высокую – не школу, а дворец.

Было объявлено о соцсоревновании между строителями школ Двигательстроя и Махачкалы. Двигательстроевцы взяли обязательство построить и сдать школу через три месяца к 10 августа 1936 года. Стройкой руководил зам.главного инженера завода Климухин Борис Григорьевич.
Обеспечить высокую производительность труда ему помогали руководители жилого строительства поселка (Жилстроя) Тарасов Михаил Исаакович и руководитель специального строительства завода (Спецстроя) Прасолов.

Сведения о ходе стройки освещались в поселковой газете «Даешь Двигатель», которая выходила три раза в неделю. Репортажи со строительства звучали как сводки с фронта. Да и на самом деле это походило на настоящее поле сражений, настоящий фронт, только не военный, а трудовой.

Почти все лучшие бригады Жилстроя и Спецстроя были переведены на строительство школы. В то время не было такой механизации как сейчас. Не было своих кирпичных заводов, не было железобетонных блоков и конструкций. Строили из камня, добываемого на каменном карьере горы Турали. Не было автотранспорта, а работал гужевый транспорт.

Ежедневно более десятка повозок, запряженных лошадьми, привозили на стройку школы необходимые материалы: строительный камень, песок, воду, лес, кирпичи, цемент… Грузоподъемной техники не было. Камень, раствор, доски, балки – все подавалось при помощи носилок.
Дома строились тоже своеобразно. После того, как устанавливался фундамент, будущий дом со всех сторон обрастал строительными лесами. Вместе со стенами дома поднимались и леса, и когда дом вырастал до крыши, его уже совсем не было видно за лесами. Наружная штукатурка производилась сверху вниз, и было очень интересно наблюдать, как постепенно снимались леса, и здание открывалось в своей красе.

Строительство новой школы велось скоростными методами и в три смены. Первая и вторая смены исполняли основные работы: бетонные, каменные, плотничные, а третья смена – вспомогательные. Одновременно на стройке работало около двухсот человек.

Только каменщики закончили укладку стен первого этажа и перешли к укладке второго, а на первом этаже уже во всю работали плотники: устанавливали перегородки, оконные рамы и дверные пролеты. Каменщики поднялись на третий этаж, плотники – на второй, на первый этаж пришли штукатуры. Штукатуров сменяли маляры, маляров паркетчики…

После укладки первого этажа выяснилось, что заданные высокие темпы строительства могут быть сорваны из-за нехватки кирпича. Поэтому были внесены конструктивные изменения: междуоконные кирпичные простенки и железокирпичные пояса стали делать железобетонными. Для подъема материалов со стороны восточного фасада был установлен кран-укосина, а с западного фасада швеллерный подъемник. По инициативе прораба Крымского и механика Колосова была установлена и усовершенствована бетономешалка системы «Рамсон», к ней добавлен подъемный ковш и два бункера для подачи бетона и раствора.

Темпы строительства были очень высокими, но приходилось работать еще быстрее, т.к. нужно было преодолевать непредвиденные препятствия: неожиданную аварию швеллерного подъемника, перебои с подачей воды и света в ночную смену, отсутствие нефтебитума для повторного покрытия крыши, дожди и другие неувязки.
Включаясь в стахановские соревнования, бригады достигали средней производительности труда в 200-250%.

Уже в июне, т.е. через месяц после начала строительства, были возведены четыре этажа школы, установлена и один раз покрыта нефтебитумом крыша.
Рабочие спешили. Надо было еще раз покрыть крышу нефтебитумом, закончить плотницкие и малярные работы. Много времени требовалось на укладку паркета, железнение вестибюлей и лестниц, украшение лепниной фасада школы. В июле шестьдесят маляров, восемьдесят штукатуров, более сорока паркетчиков дружно работали на заключительном этапе строительства школы.

Хочется привести хотя бы самую малую часть имен тех героев труда.

Это каменщики: Макаров, Сыроватский, Костенко, Садчиков, Гурменко.
Плотники: Дюдяев, Балмасов, Лямаев, Еременко, Облогин, Михайлов, Шушляков, Колесников.
Штукатуры: Козлов, Швандеров, Кочетов, Миронкин.
Маляры: Чураков, Семехин, Большаков, Ильин, Суприн.
Бригадиры отрядов технического обслуживания Айбазов, Нидолушин.
Женщины чернорабочие Щеглова, Баланова, Еременко.
Командиры – десятники: Лягаев, Касатов, Ефимов, Мыльников, Кобцев, Михеенко.
Прораб Спецстроя Степанов, бригадир электриков Копаницин, мозаичник-мраморщик Панин, мастер архитектурной отделки сложных карнизов и парапетов Чернышев А.И.

Всех перечислить просто невозможно. Названные имена – это капля в море от числа людей, возводивших красавицу школу. Но благодаря поистине героическому труду многих и многих двигательстроевцев школа была построена в срок к 10 августа 1936 года, а в социалистическом соревновании строителей была одержана победа.
Такой великолепной школы еще не было в Дагестане!

В результате соревнования строителей в Махачкале в 1936 году по нынешней улице Ярагского, 78 тоже появилась новая школа для детей рабочих фабрики Каспийская мануфактура и завода им. М.Гаджиева.
В 1955 году этой школе присвоили имя великого поэта А.С. Пушкина.

А 11 августа 1936 года поселковой газетой «Даешь Двигатель» была выпущена листовка полностью посвященная завершению строительства школы. На первой странице листовки большими буквами было написано:

РАЙКОМУ ВКП(б), ПОССОВЕТУ, ПОССТРОЙКОМУ,
УПРАВЛЕНИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА И
РЕДАКЦИИ «ДАЕШЬ ДВИГАТЕЛЬ»

Под вашим руководством дружными усилиями всего коллектива рабочих и инженерно-технических работников Жилстроя и Спецстроя задание, возложенное на него партией и правительством об окончании стройки школы к 10 августа – ВЫПОЛНЕНО.
Наша школа построена первой и лучшей в Дагестане, а также первой по Северному Кавказу по линии Наркомтяжстроя. В соревновании со строителями школы г. Махач-Кала мы вышли победителями.
Все оставшиеся мелочи по отдельным работам обязуемся закончить 12 августа к 4 часам дня.
Начальник участка Тарасов.
Профорг Егоров
Секретарь парткома Макаров

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПОБЕДОЙ

Рады вашим успехам. Мы были уверены, что коллектив строителей школы: рабочие и инженерно-технические работники приложат всю свою энергию с тем, чтобы строительство школы закончить в правительственный срок. Наши надежды оправдались. Поздравляем вас с победой лучшей молодой стройки. Представляем к премированию.

РК ВКП(б) Феодаев
Управление строительства Пога
Посстройком Жарикин
Поссовет Рагимханов
Редакция газеты «Даешь Двигатель» Выскваркин

 

Это был настоящий праздник. Школа стояла на краю поселка, за ней простиралась бескрайняя степь и от этого она казалась еще более величественной, высокой и красивой.
Свыше сорока человек ударников строительства были награждены путевками в дома отдыха и на курорты. Среди них были плотники Пахомов и Лифанцов со своими семьями, штукатуры Спецстроя Платонов и Четвериков.

12 августа 1936 года в поселке состоялось открытие нового здания школы. Поселковая школа была реорганизована в десятилетнюю школу №2. Ее первому директору, Дандамаеву Гусейну Магомедовичу, вручили ключи от нового школьного четырехэтажного корпуса. А неполная школа №1 осталась в каменном бараке.

Первого сентября в новую школу №2 пришли учиться свыше 1500 человек. Из них триста детей были вновь принятыми. Это вызвало недостачу преподавательского состава младших классов. Пяти преподавателям пришлось параллельно вести занятия в двух классах. Такими преподавателями были Виноградова М.И., Кошлаченко А.Д., Грибова М.В. и другие.

В конце 1936 года в газете «Даешь Двигатель» опубликовали список строителей, представленных к награждению почетными грамотами за строительство школы.

1 Ершов Иван Леонидович Начальник участка «Гражданстрой»
2 Ефимов Павел Прохорович Прораб «Гражданстроя»
3 Завалишин Петр Семенович Секретарь райкома ВКП(б)
4 Ибрагимов Адам Бетонщик
5 Кирсанов Иван Иосифович Прораб строительных работ
6 Кадыров Сарман Бригадир бетонщиков
7 Козятинский Степан Макарович Прораб «Промгидстроя»
8 Кузнецов Андрей Алексеевич Заместитель директора «Двигательстроя»
9 Ларионов Петр Федорович Котельщик монтажного цеха
10 Лебедева Мария Ивановна Бригадир бетонного завода
11 Леликов Федор Петрович Штукатур
12 Мамедов Нур Слесарь
13 Маслов Владимир Иванович Прораб «Промгидстроя»
14 Новикова Агафья Евдокимовна Изолятор трубопроводов
15 Нужин Павел Иванович Главный инженер
16 Пасюк Валентин Петрович Начальник цеха строительства
17 Петров Иван Федорович Плотник
18 Рофе Александр Савельевич Начальник монтажного цеха
19 Семехин Андрей Захарович Штукатур
20 Сыроваткин Роман Васильевич Плотник «Промгидстроя»
21 Тослопятенко Александр Тарасович Главный диспетчер
22 Туркин Михаил Федорович Прораб «Гражданстроя»
23 Чернов Григорий Михайлович Начальник отдела благоустройства

Подписи: РК ВКП(б) Феодаев
Управление строительства Пога
Поссовет Рагимханов
Редакция газеты «Даешь Двигатель»

 

Вот так началась жизнь четырехэтажного школьного здания поселка Двигательстрой.
До войны в нем находилась десятилетняя школа №2. А неполная средняя школа №1 до 1939 года располагалась в каменном бараке.

В 1939 году в поселке Двигательстрой было построено еще одно трехэтажное школьное здание, в которое из каменного барака переехала основная часть школы №1. При этом в старом одноэтажном каменном здании школы осталось несколько начальных классов.

Во время войны в четырехэтажном здании школы №2 расположился госпиталь №4654, и вся школа с учениками и преподавателями перешла в трехэтажное здание школы №1. Они объединились, и трехэтажная школа стала называться школой №2.

После войны в 1946-47 учебном году в четырехэтажном здании опять разместилась школа теперь уже с интернатом для горских мальчиков. Она получила №1. Этот номер школа носит и по сей день.

Автор: Татьяна Тупик По материалам газеты «Даешь Двигатель» за 1936 год

15:24  18.08.22 • 151 просмотр
Загрузить еще
Top